Работа учителя географии школы № 324 г. Москвы

Сычева Олега Евгеньевича

по теме:

“Творческая программа по культурной географии в школах с углубленным изучением области знаний «Искусство»”




















Москва
Западный округ
2005 г.



Пояснительная записка
Программа – первый опыт внедрения сугубо академической дисциплины в школьный курс географии.
Программа нацелена на предоставление учащимся основ знаний по культурной географии (география культуры и искусства), - одному из направлений гуманитарной (общественной) географии.
Написание Программы обусловлено следующими моментами:
принципом гуманитаризации образования;
эстетическое воспитание учащихся;
тенденцией к интеграции школьных дисциплин;
профилем школы, где преподает автор Программы;
стремлением компенсировать почти полное отсутствие информации по культурной географии в школьных учебниках географии.
Гуманитаризация образования предполагает не только усиление преподавания гуманитарных дисциплин, но и прежде всего – формирование у человека особой формы отношения к окружающему миру и самому себе, к своей собственной деятельности в нем. Причем в этом смысле гуманитаризация образования означает значительное усиление эмоциональных компонентов учащегося, чему по-прежнему практически не уделяется внимание – все образование направлено на развитие интеллектуальной сферы обучаемых. Между тем, как доказано учеными – психологами, что не знания, а эмоции составляют ядро личности. Исследования показывают, что 90% клеток коры головного мозга «работают» именно на эмоциональную сферу человека.
Гуманитаризация в образовательной сфере способствует увеличению широты кругозора, гибкости мышления, гражданственности, духовности, толерантности, что так необходимо в нашем непростом полном противоречий мире, территориальные особенности которого и призвана изучать география
В географии данный принцип наиболее широкое применение находит в социально-экономической ее части (общественная география), к которой относится и культурная география, главная задача которой рассмотрение культуры в ее территориальном аспекте.
Эстетическая составляющая культуры предполагает эстетическое воспитание учащихся, т.е. необходимость направления учебно-воспитательного процесса в русло раскрытия обучаемым эстетических ценностей окружающего мира (познание красоты, уникальности и неповторимости разных уголков нашей планеты Земля).
Кроме того, эстетическое воспитание пробуждает творчество, без которого любая деятельность не может быть полноценной, а будет только формальной, а сам человек не сможет стать гармоничной личностью.
В географии эстетическое воспитание призвано лучшему пониманию ценностей и культурных ландшафтов Земли, как уникальных и неповторимых территорий, имеющих общемировое значение.
Как известно, современный этап школьного образования характеризуется возникновением все большего числа межпредметных связей, что приводит к появлению новых дисциплин (ведь на стыке разных наук как раз и рождается новое знание!). Интеграционные процессы в науке ни оставили в стороне и географию. Так в свое время на границе между географией и культурологией зародилось новое направление – культурная география. И было бы совсем неплохо, если бы в профильных школах культурологической направленности преподавали предмет под названием «Основы культурной географии» (для начала хотя бы в форме элективных курсов).
В частности на составление программы по культурной географии автора подвигло большое желание вести школьный курс географии в соответствии со спецификой образовательного учреждения – СОШ №324 с углубленным изучением области знаний «Искусство», а также некоторый опыт внедрения культурологического компонента на уроках географии:
включение культурологической информации в структуру урока для демонстрации географической науки как части мировой культуры;
проведение экспериментальных уроков по культурной географии (так в 9-х классах был проведен урок с применением компьютерной презентации по теме «География народных художественных промыслов России и стран СНГ», причем презентацию готовили сами учащиеся, а в 10-х классах при характеристике регионов мира (страноведение) активно использовались культурно-географические (геоксиологические) образы территорий (см. Приложение);
методическое руководство учащимися, сдававшимися экзамен в форме творческого проекта по теме «Культурная география».
Как в принципе должно происходить использование культурологического компонента на уроках географии – см. Приложение.
Задачи Программы:
пробудить интерес учащихся к изучению территориальных особенностей культуры (семиосфера, культурные ландшафты Земли);
предоставить учащимся минимум знаний по теории культурной географии;
научить учащихся необходимым навыкам и умениям по курсу культурной географии;
наметить примерные рамки и структуру школьного курса по культурной географии.
По мнению автора Программы повысить уровень интереса учащихся к изучению нового для них курса можно, применяя нетривиальные формы уроков, такие например, как уроки-кино (ребята сами, под руководством учителя создают видеофильм по какому-то культурному ландшафту и показывают его на уроке; тем самым слово учителя и текст учебника будет дополнено визуальной информацией) или уроки с применением компьютерной презентации, или уроки-путешествия по культурным объектам (объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО), или это могут быть поездки в музей культурологической направленности (список таких музеев см. в Приложении).
В конечном счете все эти формы должны привести к усилению познавательной активности учащихся на уроках географии, тем самым способствуя более лучшему усвоению запланированных тем.
Но и про Слово учителя нельзя забывать! Рассказ учителя на уроках по культурной географии (это же культурная география!) должен быть ярким, образным, насыщенным интересными фактами.
Любая наука состоит не только из фактов, в ней должна быть и определенная парадигма. В культурной географии обязательный теоретический минимум включает:
понятие «культурная география» и ее связь с другими наукам, прежде всего с культурологией;
концепция культурного ландшафта – основного понятия в культурной географии;
методы культурно-географического районирования территории (культурно-географическая типология);
культурно-географические таксоны (территориальные единицы в культурной географии).
Помимо знания основ теории учащиеся должны уметь:
собирать, систематизировать, обрабатывать и анализировать информацию по семиосфере Земли;
картировать культурные объекты, процессы и явления;
проводить простейшее культурно-географическое районирование территории;
проводить сравнительный анализ разных культурно-географических территорий;
создавать культурно-географические образы (описание территорий в их культурном контексте).
По мнению автора Программы, учащихся сначала нужно знакомить с более простыми и интересными категориями, а затем по мере усвоения фактического материала (география разных видов культуры и искусства) переходить к рассмотрению теоретической части, чтобы на заключительном этапе можно было проводить культурно-географическое районирование и создавать культурно-географические образы (практические работы). Поэтому в дынной Программе после вводной ознакомительной части (предмет, объекты, методы изучения и краткая история) идет отраслевое деление культурной географии, т.е. конкретные геокультурные факты, явления, и процессы. Затем следует теоретический блок, где в общих чертах дается парадигма культурной географии, основным понятием в которой является понятие культурного ландшафта.
Представляя территориальные особенности культурной сферы и имея минимум необходимых теоретических знаний; можно приступать к выполнению практических работ по данному курсу. Например, это может быть нанесение культурных объектов на контурную карту своего района (места проживания) или (более сложный вариант) – выделение на основе структурированной информации и в соответствие с определенными критериями разноуровневых культурно-географических районов, или культурно-географическое описание территории. В качестве самостоятельной работы может послужить культурно-географический анализ произведения искусства (см. экзаменационные работы учащихся 324 школы по теме «Музыкальная география»).
Программа по культурной географии была написана на основе книги «Культурная география» (авторы Ю.А. Веденин и Р.Ф. Туровский).
Раздел I.
Введение в курс географии культуры и искусства.
Что такое «география культуры» («культурная география»): предмет изучения. Цели и основные задачи курса. Объекты исследования в культурной географии. Связь географии культуры с другими науками. Значение культурной географии.
Основные термины: культурная география, культура, культурология.
Краткая история культурной географии: становление; развитие; современное состояние.
Имена: А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Данилевский, Л.Гумилев, Ф.Ратцель, К.Зауэр, Ю.Веденин, Р.Туровский.
Основные термины: антропогеография, географический детерминизм.

Раздел II.
Базовые направления в географии культуры и искусства (отраслевое деление культурной географии).
Тема 1.
География культурных групп.

География религии. Краткая история мировых религий. Анализ карты религий (конфессиональная карта): христианство.
Основные термины: религия, конфессии, конфессиональная карта, христианство, православие, католицизм, протестантство, кальвинизм, лютеранство, англиканство, Библия, ортодоксия.
Номенклатура: Палестина, Иерусалим, Вифлеем, Назарет, Стамбул (Константинополь), Рим, Лурд, Афон, Москва, Киево-Печорская лавра, Троице-Сергиев монастырь, Ватикан, Соловки.
Имена: Христос, Лютер, Кальвин.
4. География религии. Конфессиональная карта: ислам, буддизм, иудаизм, индуизм, конфуцианство, синтоизм.
Основные термины: ислам, мусульмане, Коран, сунниты, шииты, ваххабизм, буддизм, ламаизм, махаяна, хинаяна, иудаизм, Тора, индуизм, конфуцианство, синтоизм.
Номенклатура: Мекка, Медина, Иерусалим, Тибет, Аравия, Лхаса, Варанаси, Ганг, Кербела.
Имена: Муххамед, Моисей, Будда, Шива, Конфуций.
5. Этническая география (география народов). Анализ этнической карты мира (карты народов). Реликтовые народы. Процесс этногенеза. Теория Л.Гумилева.
Основные термины: этнография, этногеография, этнос, субэтнос, суперэтнос, этногенез, пассионарность.
Имена: Л.Гумилев.
6. Лингвистическая география (география языков). Лингвистическая классификация (классификация людей по языковому принципу: семьи, группы, языки, диалекты, наречия). Примеры лингвистических карт: языковых, фонетических, лексических.
Основные термины: лингвистика, лингвистическая география, семьи, группы, языки, диалекты, наречия.
Тема 2.
География творчества.

7. География искусства: теоретический аспект. Определение географических центров искусства, мест зарождения, ареалов и путей распределения различных стилей, анализ связи произведений искусства с местами, в которых они создавались. Выделение точек и ареалов, в которых работали определенные авторы. Влияние территории на разные художественные произведения. Отражение местной культурной среды в произведении искусства.
Основные термины: искусство, виды искусства, культурная среда.
8. География музыки. География: классической; народной; современной музыки. География различных стилей современной музыки. География музыкальных инструментов.
9. География литературы. Примечание. Этот урок можно проводить в двух вариантах:
1) в хронологическом порядке, например, география литературы 19 века, 20 века;
2) в хорологическом (пространственном) порядке, например, география русской, французской, немецкой и т.д. литературы.
10. География архитектуры. География разных архитектурных стилей: романский, готика, классицизм, барокко, рококо, ампир, модерн, хайтек и др.
11. География живописи и скульптуры.
12. География науки и образования. Географические центры науки и образования. Университетская сеть мира. Города науки (наукограды). Технополисы и технопарки. Территориальные аспекты деятельности ведущих ученых – их территориальные происхождения, места научной деятельности. Распространение культурных норм, характерных для научной деятельности и образовательного процесса, научных школ и течений.
Основные понятия: наука, наукограды, технополисы, технопарки, университет, конструкторское бюро, научный полигон, опытно-промышленное производство, научная культура.
Номенклатура: МГУ, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна, Гарвард, Принстон, Массачусетский технологический университет, Силиконовая долина, Цукуба, Академгородок, Обнинск, Дубна, Пущино, Королев, Жуковский, Саров, Протвино, Стокгольм, Осло, Латинский квартал в Париже.
13. География бытовой культуры. Анализ карт бытовой культуры разных народов. Территориальные особенности бытовой культуры. География типов жилища и различных деталей (двор, наличники, печь и т.д.). География питания, употребления тех или иных продуктов разными народами. География традиционных транспортных средств. География особенностей семейной жизни – распространение моногамии и полигамии, патриархата и матриархата.
14. География народной культуры. Территориальное распространение фольклорных традиций – народные песни и танцы, сказания, былины, праздники, игры, промыслы.
Основное понятие: фольклор.
Номенклатура: Богородское, Абрамцево, Хотьково, Хохлома, Гжель, Дымково, Каргополь, Мстера, Кубачи, Жостово, Федоскино, Палех, Торжок, Вологда, Елец, Тула.
15. География массовой культуры. Территориальные особенности массового современного искусства: молодежная субкультура; спорт, быстрое питание (фаст-фуд), популярные напитки. Территориальные различия в популярности видов спорта и современной музыки. География современных развлечений. География молодежных стилей: хиппи, панки, рэперы и т.д.
Основные понятия: молодежная субкультура.
Номенклатура: Диснейленд, Лас-Вегас, Бродвей.
16. География элитной культуры. Территориальные особенности и культура элитных групп («элитистское пространство»).
Основное понятие: элита.
Номенклатура: Французская и Итальянская Ривьера, Лондонское Сити, Монако, Успено-Рублевское шоссе, Барвиха.
17. География моды.
18. География кино и театра.
19. География кулинарного искусства.


Тема 3
«Пограничные» отрасли географии культуры

20. География экономической культуры. Распространение преобладающих типов экономической специализации, традиционных способов хозяйствования (например, подсечно-огневое земледелие). География природопользования. География орудий труда, используемых разными народами в сельском хозяйстве. Карта доминирующих типов экономической культуры – земледельческая, скотоводческая, промышленная культура. Территориальные различия в экономических нормах, обычаях и традициях. Распространение новейших типов экономической культуры, связанных с развитием сферы услуг, финансов, электронной коммерции.
Основные понятия: экономическая специализация, сфера услуг, финансы, аграрный.
21. География поселенческой культуры. Городская и сельская культура. Пространственные различия в традициях расселения.
Основные понятия: урбанизация, город, село, деревня, рурализация, дезурбанизация, мегалополис.
22. География политической культуры. Типы политических культур. География политических идеологий. Пространственные различия в популярности разных политических течений, партий, групп, в типах голосований. Пространство электоральных групп.
Основные понятия: политика, геополитика, партия, идеология, электорат, формы правления, «левые», «правые», «центристы».
23. География правовой культуры (юридическая география). Территориальные различия и особенности в правовых системах современности – романо-германская правовая семья (континентальная система права), англо-американская правовая семья, мусульманское право (шариат).
Основные понятия: юриспруденция, правовая система.
24 География маргинальной культуры.
Основные понятия: маргинал.
25. Туристическая география.
Тема 4
Геоаксиология (география символов).

26. Сакральная география. Географические аспекты в сакральных текстах (пространство в религиозной культуре). Географические места в религиозных системах и священных книгах – города, реки, озера, горы и т.д.
Основные понятия: сакральный.
Номенклатура: Палестина, Иерусалим, река Иордан, гора Синай, Тивериадское озеро, гора Афон, Лурд, Сантьяго-де-Компостела, Фатима, Константинополь, Северная Фиваида, Оптина пустынь, Саров, Мекка, Медина, Кербела, Фудзияма, Шаолинь, Лхаса, Ганг, Варанаси (Бенарес).
27. Национальная география. Национальные образы и символы мира. Пространство в представлении разных национальных групп. Определение «естественных» границ национальной территории. Представления разных народов о их месте и роли в мировой истории и их отношение к соседям. Концепция традиционных («естественных») союзников и противников у разных народов. География национализма (национальное пространство и его «священные» места).
Основное понятие: национализм.
Номенклатура: Куликово поле, Бородино, Курская дуга, Волга, Косово поле, Арарат, гора Тригла в Словении, Арлингтонское кладбище в Вашингтоне, Мамаев курган в Волгограде, Ахен, Роскилле, Гнезно, Толедо, Киото, Кааба в Мекке, Мцхета, гора Олимп в Греции.
28. Эстетическая география. Эстетические аспекты отношений культурных групп к окружающему миру. Восприятие географического пространства разными поэтами, писателями, музыкантами, художниками. Воспроизведение в искусстве явлений природы и культуры, запечатленных в ландшафте.
Основные понятия: эстетика.
29. Ментальная география. Представления о мире, характерные для обычного человека, географические стереотипы. Ассоциативные образы мест (мифические пространства) в разных социальных, культурных и территориальных группах.
Основные понятия: ментальность, географические стереотипы.
30. Географическая топонимика (география названий населенных пунктов и местностей). Происхождение (этимология) топонима. География переименований населенных пунктов. Сравнение различных топонимов, используемых для обозначения одного и того же места.
Основные понятия: топоним, топонимика.
Тема 5
Культурная мифография.

31. Культурная мифография. Мифическая география (вымышленные пространства в мифах, литературных произведениях и ментальных образах). Ассоциации вымышленных географических образов с реальными территориями.
Основные понятия: миф, фэнтази.
Номенклатура: Асгард, Эдем, ведийская река Сарасвати, Эльдорадо, Тильмун, Шамбала, Беловодье, град Китеж. Элизиум, Тартар, Океан, Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, Лету, Ахерусийское озеро, Стигийские болота, Олимп, Парнас, Троя, Итака, Колхида, Адамов мост, города Зурбаган, Лисс, Гель-Гью, Гертон, территория Йокнапатофе, Чевенгур, Швамбрания, Утопия.
Имена: Гомер, Вергилий, Дж.Толкиен, А.Грин, У.Фолкнер, А.Платонов, Т.Мор.

Раздел III.
Тема 1.
Методология культурной географии.

32. Методы в культурной географии: описательный, экспедиционный, сравнительный, картографический, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, структурализм, культурная диффузия, геобиография.
33. Элементы (концепты) культурно-географического исследования: положение, направление, расстояние (статика и динамика культурных объектов), размер и масштаб (проведение культурно-географических исследований на разных территориальных уровнях с разной степенью генерализации), атрибуты мест (наделение географических названий связанными с ними характеристиками), плотность и дисперсия (особенности распространения разных культурных явлений),геометрическая структура или паттерн (функциональный анализ культурно-географического пространства)
34. Основные подходы культурной географии: структурный (выделение, описание и картирование «культурных районов» и определение разделяющих их культурных границ), ландшафтный (определение и делимитация «культурных ландшафтов»), динамический (выделение направлений процесса распространения культурных явлений, т.е. анализ происхождения в пространстве и времени определенных культурных характеристик, путей, времени и способов их распределения, также реконструкция реликтовых культурных районов), экологический (исследование влияния природных факторов на культуру, как решение следующих задач: помещение культурного процесса в природную среду, определение территорий, где возможны или невозможны определенные культурные процессы и явления, рассмотрение природных и культурных факторов в комплексе, анализ процесса их взаимовлияния).
Тема 2.
Культурно-географическое районирование
(типология культурно-географического пространства).

35. Критерии комплексного многоуровневого культурно-географического районирования: этнический, лингвистический, исторический, религиозный, экономический, политический, географическое положение.
36. Таксоны культурно-географического пространства: культурный объект, культурно-географический очаг, культурно-географический центр (низовой, локальный уровень), культурно-географический район (ареал) (региональный (основной) уровень), культурно-географо-исторические районы Земли (цивилизации) (верхний уровень). Структура культурно-географического района: ядро, периферия, переходные зоны (фронтиры, геокультурные «разломы»). Типы культурно-географических районов: формальный (гомогенный), функциональный (узловой), обыденные или обычные (vernacular). Особый тип культурно-географического района – реликтовый культурный район (прошлое культурное пространство). Проблема выделения «постглобализационного культурного пространства». Высшая форма культурно-географического районирования – культурно-ландшафтное районирование (деление местности на сложные комплексы культурных ландшафтов).
Тема 3.
Культурный ландшафт.

37. Дефиниция «культурный ландшафт». Культурный ландшафт – предельная форма существования функционального культурного района. Свойства культурного ландшафта: комплексность, уникальность, индивидуальность, целостность. Виды исследования культурного ландшафта: морфологическое, временное, функциональное. Типы культурного ландшафта: целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся, ассоциативные. Типы естественно сформировавшегося ландшафта: реликтовый, развивающийся. Типы ассоциативного ландшафта: усадебный, дворцово-парковый, монастырский, горнозаводской, военно-исторический (ландшафты полей сражений), архаичный или традиционный сельский (крестьянская культура), городской (исторические кварталы).Структура культурного ландшафта: природные и антропогенные объекты. Основные компоненты культурного ландшафта: природный ландшафт как его материальная основа, хозяйственная деятельность как фактор его воспроизводства и изменения, селения как способ его пространственной организации, сообщества людей, взятое в его этнологическом и социально-семейном аспектах, языковая система, духовная культура, в т.ч. словесная, музыкальная, художественная, хореографическая и другие виды искусства.
38. Культурные ландшафты и Всемирное наследие ЮНЕСКО. Статус культурного ландшафта в документах ЮНЕСКО. Критерии ценности культурного ландшафта как объекта Всемирного наследия. Перспективы развития культурных ландшафтов Земли. Стратегия защиты культурно-природных ландшафтов Земли.
Раздел IV
Региональное деление культурной географии.

39. Примеры культурного и природного наследия России: археологические памятники, памятники и памятные места политической и военной истории, памятники производственно-технической деятельности, памятники развития науки, просвещения, искусства, физкультуры и спорта, памятники и памятные вехи исследования космического пространства, памятники-монументы искусства и архитектуры, памятные места жизни и деятельности выдающихся людей, культурно-исторические территории, традиционная культура, русская земля в фольклоре и классических произведениях искусства, художественная культура, наука и образование.
40. Схемы культурных регионов мира разных авторов. Примерная схема культурных районов России.
Приложение.
Примеры карт в географии культуры и искусства. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (особо охраняемые культурные и природные объекты Земли). Словарь основных терминов по курсу «География культуры и искусства». Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы по курсу «География культуры и искусства».
Список литературы по теме «География культуры»:
Веденин Ю.А., Туровский Р.Ф. «Культурная география», М.,2001.
Анненков В.В. «География и культура», Изв. РАН. Сер.Геогр.1998, 4.
Веденин Ю.А. «Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта»., Изв.АН СССР. Сер.геогр.1988, 1.
Веденин Ю.А. «Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучения», Известия АН СССР, Сер.геогр., 1990 1.
Веденин Ю.А. «Культурно-ландшафтное районирование России – ориентир культурной политики»., Ориентиры культурной политики, Информ., выпуск 2. М., ГИВЦ МК РФ, 1997.
Веденин Ю.А. «Очерки по географии искусства», Спб,1997.
А.Г. Дружинин «Методологические основы географии исследований культуры», Известия ВГО т.121, вып. 1, 1989.
А.Г. Дружинин «География культуры», Известия ВГО, т. 121, вып. 4, 1989.
Каганский В.Л. «Мир культурного ландшафта», Наука о культуре: итоги и перспективы, вып. 3, М. 1995.
Калуцков В.Н. и др. «Культурный ландшафт Русского Севера», М. 1998
«Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования»., Смоленск, 1998.
Лавренова О.А. «География пространства в русской поэзии 18-начала 20 века (геокультурный аспект).
Родоман Б.Б. «Пейзаж России», М.1994
Сущий С.Я., Дружини А.Г. «Очерки географии русской культуры», Ростов-на-Дону, 1994
Туровский Р.Ф. «Российское и европейское пространство культурно-географический подход», Известия РАН, Сер.геогр. 1993 №3
Лавренова О.А. «География пространства в произведениях американских писателей», Вестник МГУ 1993 №3
Замятин Д.Н. «Империя пространства»., Географические образы в романе А.Платонова «Чевенгур», Вопросы философии, 1990, № 10
Новиков А.В. «Культурная география как интерпретация территории», М., 1993
Строев А.»Россия глазами французов», Логос, 1999, №8
Лавренова О.Л. «Художественное пространство российской поэзии 18 века», Известия РАН, Сер.геогр., 1998 №2
Каганский В.Л. «Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство», 2001
Р.А. Пименова «Географические образы в музыкальном искусстве», М. 2004
Гнедич П.П. «Всемирная история искусств».,1997
Мартынов И. «Музыка Испании», 1997.
Каринский С.С. «География искусства». Вестник МГУ.Сер.5,Геогр.1990, 2
Л.Р. Серебрянный «География и живопись». Известия РАН.Сер.геогр.1992 6
А. Геттнер. «Как культура распространялась по Земному шару». Л.,1925.
Дмитриева С.И. «География распространения русских былин».М.1975.
А.Дюма. «Путевые впечатления в России».М 1993
Замятин Д.Н. «Моделирование географических образов», Смоленск, 1999.
Пелипенко А.А., Яковенко «Культура как система», М. 1998.
Культурология, учебник для Вузов, М.2003.
А.Г. Дружинин «Теоретические основы географической культуры», Ростов-на-Дону, 1999
А.Г. Дружинин «Эколого-культурный анализ террит.систем», Ростов-на-Дону, 1992.
Ю.А.Вединин и др. «Культурное и природное наследие России», М.,1995
А.Г. Дружинин, Сущий С.Я. «География русской культуры; подходы к исследованию». Известия РГО. Т.125 вып 6,1993.
Уткин П.И., Королева Н.С. «Народные художественные промыслы», М.,1992
Вайнкоп Ю., Гусин И. «Краткий биографический словарь композиторов», 1984
Искусство стран Востока, М.,1986
Каганский В.Л. «Ландшафт и культура», М.,1997
Максаковский В.П. «Географическая культура», М., 1998
Сущий С.Я. «Атлас русской культуры 12-16 вв.», Ростов-на-Дону, 1998
Гачев Г.Д. «Национальные образы мира…», М.,1997
Мельникова Е.А. «Образы мира. Географические представления в средневековой Европе», М.1998.
Новиков А.В. «Культурная география как интерпретация территории» (Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. Вып.13) М. 1993
Замятин Д.Н. Моделирование географических образов: Пространство гуманитарной географии. Смоленск 1999.
Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира. Политические исследования. 1998.
Замятин Д.Н. Географические образы регионов и политическая культура общества. Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. М. МОНФ, 1999.


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz