Отзыв
на «Творческую программу по культурной географии в школах с углубленным изучением области знаний «Искусство»;
экспериментальную программу «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики) исследовательского проекта «Преподавание географии культуры и искусства в средней школе в интеграционной плоскости естественнонаучных и гуманитарных предметов с целью формирования толерантности, патриотических и духовных основ личности учащихся»;
методическую разработку урока по теме: «Народные художественные промыслы»;
словарь «География символов (геоаксиология): геокультурные образы, примеры образных названий территорий».
Автор: О.Е.Сычёв, учитель школы № 324 г. Москвы






Рецензия
на работы по культурной географии
учителя географии СОШ № 324 Сычева О. Е.

В последнее время появилось много работ по сравнительно новой дисциплине - культурная география (или география культуры и искусства), которая по своей сути является основой изучения территории (например, «россиеведения»). Комплексная наука о территории какой-либо страны по определению имеет культурно-географическую направленность. Только тщательно изучая культурно-географическую специфику страны, можно понять ее сущность. При этом именно культурная география выявляет взаимосвязи между национальной и мировой культурами и позволяет увидеть место страны в мировом культурном континууме. В этом заключается общегуманистическая суть культурной географии и ее актуальность для осознания мира.
Хорошо что культурная география пробивает себе дорогу и в школьной географии. Одним из энтузиастов применения основ культурной географии в школьном образовательном процессе является учитель Сычев Олег Евгеньевич, работающий в школе с углубленным изучением искусства.
Учитель Сычев О. Е. на основе анализа разной литературы написал подробную Программу по культурной географии в средней школе, работу по географии народных художественных промыслов и методическую разработку урока по географии народных художественных промыслов.
Программа отражает структуру (отраслевой состав) культурной географии, как науки и нацелена на предоставление учащимся знаний по разным видам культуры и искусства в их территориальном аспекте с точки зрения географа. В данной Программе после вводной ознакомительной части (предмет, объекты, методы изучения и краткая история) идет отраслевое деление культурной географии, т. е. конкретные факты, явления и процессы. Затем следует теоретический блок, где в общих чертах дается парадигма культурной географии. Заключительной частью Программы является региональное деление культурной географии, т. е. собственно географическая составляющая культуры и искусства.
Данная Программа - первый практический опыт внедрения географии культуры и искусства в процесс преподавания школьной географии в России. Она могла бы послужить хорошей базой для организации в средней школе соответствующих профильных элективных курсов, что явилось бы наглядным воплощением идеи интеграции разных предметов (в данном конкретном случае - географии и искусства).
В работе “География народных художественных промыслов” Сычев О. Е. в хорологическом аспекте рассматривает разные виды народного искусства стран бывшего Советского Союза. По каждому виду народных промыслов указываются его характерные особенности, географические центры и приводятся примеры изделий. В водной части работы автор отмечает влияние природных условий тех мест (районов), где происходило зарождение и дальнейшее развитие разных видов народного искусства.
Учителям, интересующихся культурной географией, и тем учителям которые планируют организовывать соответствующие профильные или элективные курсы, была бы полезна разработанная Сычевым О. Е. методика урока по теме “География народных художественных промыслов”. В данной методической разработке автор ставит цель познакомить учащихся с географией народных промыслов России и сопредельных стран, историей их создания и художественной ценностью и дает подробный сценарий проведения урока.
В целом работы О.Е. Сычева по культурной географии заслуживают самой высокой оценки. Внедрение его разработок в учебный процесс весьма желательно.

Доктор географических наук,
профессор кафедры
экономической и социальной географии России
географического факультета МГУ
А.И.Алексеев



Представленные авторские разработки по культурной географии Олега Евгеньевича Сычёва являются интегрированными и рассматривают познавательную деятельность как основу для развития умений составлять собственное суждение по гуманитарной (общественной) географии. Все материалы читаются с большим интересом и могут использоваться не только на элективных занятиях в школах с углубленным изучением искусства, но и на уроках базового курса (частично).
Увлеченность автора идеей интеграции географии с гуманитарными дисциплинами продиктована временем и очень актуальна. Внедрение культурологического компонента на уроках географии наглядно демонстрируют дидактические возможности, которые способствуют увеличению широты кругозора учащихся, гибкости мышления, гражданственности, духовности, толерантности, развитию интеллектуальных и коммуникативных умений школьников.
О.Е.Сычёвым собраны уникальные материалы, им предлагаются любопытные задания и увлекательные интегративные формы организации образовательного процесса с использованием медиа средств.
Отмечая положительные стороны представленных материалов О.Е.Сычёва, хотелось бы высказать пожелания автору программы и других средств обучения:
- в программе не указано, в каких классах проводят занятия, сколько часов и какая должна быть система оценивания;
- в отдельных темах программы предлагается очень много терминов, поэтому встает вопрос, на сколько часов рассчитаны эти темы;
- какие-то темы программы подробно прописаны, а по некоторым («География живописи и скульптуры», «География моды» и др.) – дается только название;
- в теме «География массовой культуры» следует уточнить формулировки и понятия. Массовая культура не имеет границ, т.к. современные технологии, благодаря которым она появилась, делает доступной любую информацию для всех. И более того, разве можно быстрое питание и спорт рассматривать как современное искусство? Можно рассматривать как форму массового питания, но не как искусство;
- в теме «География элитной культуры» также следует уточнить проблему. Особняки на Рублевском шоссе являются элитными постройками, но не элитной культурой!
- возможно, следует объединить п. 26 с п. 3 и п. 4 (есть повтор);
- тема «Национальная география» очень сложная, которая требует разделение национальной культуры, традиций и менталитета разных этносов. И почему не рассматривается проблема глобализации? Это явление уже существует…
- в теме «Эстетическая география» в первом предложении следует добавить слово «некоторые», т.к. эстетика вне границ и национальностей. Чайковского понимают и любят как в России, так и в Японии, и Китае.
Отмеченные недостатки не снижают общей положительной оценки авторских разработок Олега Евгеньевича Сычёва. Все работы выполнены на высоком уровне и экспериментально подтверждены. Поэтому представленные материалы заслуживают внимания, могут быть опубликованы и с разрешения автора я хотела бы разместить методическую разработку урока по теме: «Народные художественные промыслы» и экспериментальную программу «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики) на сайте www.art.ioso.ru и на сайте www.som.fio.ru (секция Искусство»).


Зав.лаб.экспериментальных
исследований ИСМО РАО,
кандидат педагогических наук С.И.Гудилина

4.05.2006 г.


Познакомься с народом
Напишите мне

Hosted by uCoz